Идёт набор в группу по Четвёртому Пути

Сознание

Сознание есть изначальное свойство материи. Сознание можно определить также как способ существования материи знания, отличающий себя от других форм материи. Так как согласно учению Гурджиева знание материально, можно сказать, что и сознание материально. Однако весьма важным, в смысле взаимодействия форм материи сознания, является степень материальности.

  • Уровень развития сознания определяется диапазоном восприятия, скоростью и объёмом перерабатываемой информации.
  • Осознано взаимодействовать друг с другом могут лишь близкие по уровню развития формы сознания.
  • Соответственно, каждый уровень сознания знает некоторое ограниченное число видов или форм сознания.

Если человеку встречаются новые формы сознания, то возникает один из четырёх вариантов его реагирования:

  • бессознательное игнорирование непонятных явлений,
  • объяснение нового явления чем-нибудь понятным или псевдопонятным, а также словами за которыми нет никакой реальности,
  • потеря устойчивости сознания: возникновение истерики или психоза,
  • возникновение шока и потеря сознания.

Согласно учению четвёртого пути в человеческом сообществе нет понимания и оценки уровней и качества сознания людей. Большинство оценок построено на мифах и "мнениях".

Гурджиев по этому поводу указывал, что человеческое сознание недоразвито и мозаично, т.е. не имеет целостности. Однако оно может быть развито.

1. Согласно учению ЧП существует четыре состояния сознания:

    1. Сон.
    1. Бодрствование.
    1. Самосознание.
    1. Объективное сознание.

Сон и бодрствование отличаются друг от друга лишь уровнем коммуникации психических центров, при взаимодействии которых формируется сознание. Самосознание характеризуется цельностью сознания. Объективное сознание кроме цельности имеет качество независимости от организма человека.

Сознание можно рассматривать как программы самоидентификации в различных психических центрах человека. Существует большая множественность таких программ. Генеральная программа самоидентификации "Я есть" находится в полностью пассивном состоянии. Человек обычно не осознаёт своей множественности, но эта мозаичность сознания может быть легко экспериментально доказана.

2. Самовоспоминание.

  • Центральным элементом практики четвертого пути является работа над самовоспоминанием. Это вовсе не память о себе или своих прошлых состояниях, это постоянная попытка быть здесь и сейчас. Трудности понимания этого момента происходят из того, что у людей в значительной степени утрачен главный элемент их сознания - осознавание своего присутствия в жизни. Этот кажущийся абсурдным тезис легко доказывается в процессе практики самовоспоминания. Человеку только кажется, что он помнит себя постоянно, что он присутствует в своей жизни постоянно. Человек присутствовал постоянно в своей жизни только определенный период своего детства. В этом нет ничего доказательнее, чем детство. Никто не может спорить с тем фактом, что жизнь в детстве и осознавание себя в этот период были гораздо ярче и насыщеннее, чем в более взрослом состоянии. Время текло медленно, день был очень длинным; проходя мимо, казалось бы, незначительных вещей, мы отмечали в них массу особенностей, наш ум был раскрыт, наше восприятие улавливало всё и вся. Теперь же, будучи взрослыми людьми, мы скользим мимо той реальности, в которой живем. Наше присутствие в жизни отмечается только теми эмоциональными моментами, когда мы страдаем, переживаем, выбиты из привычной колеи. В этом смысле жизнь в наше "смутное время" является прекрасным моментом, будящим сознание. Постоянная неуверенность в своей жизни, своей работе, трудности и проблемы, которыми наполнено это время, являются источником пробуждения сознания. Накал работы в группах четвертого пути в наши дни существенно отличается от того, что происходило в аналогичных группах 10, 20 или 30 лет назад. Социальные толчки будят сознание людей. Люди проявляют относительно больше инициативы и ответственности за свою жизнь.

  • Самовоспоминание - это метод, который помогает человеку стать существенно более сознательным и инициативным, чем обычно.

  • Попробуем описать, как возникает и развивается момент самовоспоминания. Самое первое и простое, что можно сделать вначале, - это осознавать свое присутствие в этом пространстве и времени, не теряя себя, не отождествляясь ни с эмоциями, ни с делами, ни с обстановкой. Это можно сравнить с тем самоощущением, которое возникает у человека, когда он появляется в совершенно незнакомом ему месте. Когда он с удивлением задает себе вопрос: "Как, я здесь, я здесь?" - он с удивлением осматривается и испытывает давно забытое чувство отдельного присутствия. Некоторым людям это неприятно, они чувствуют себя оторванными от чего-то привычного; это очень похоже на чувство удивления. Итак, следует удивиться и осознать, что вы присутствуете здесь и сейчас. Еще один прием, позволяющий улучшить самовоспоминание - это усиление пространственного восприятия. Достаточно взгляда вверх с последующим опусканием вниз, чтобы начать воспринимать окружающее пространство более объемно. Конечно, без определенной тренировки не обойтись. Полезно также при этом остановить внутренний диалог. Остановка внутренней речи происходит лучше, если одновременно расслабить физически язык во рту. Приведем пример самовоспоминания у одного из студентов группы четвертого пути: "Я стоял в торце зала метро и смотрел вдоль зала. Я ожидал друзей. Настроение и самочувствие были повышенными. Ноющее ощущение в предплечье, это был браслет-будильник, напомнило мне о необходимости самовоспоминания. Я посмотрел в потолок зала, он был украшен позолоченными лепными узорами. Я медленно опустил взгляд вниз. Объем зала как бы увеличился. Воздух в зале вдруг стал золотистым. Восторг Жизни захлестнул меня. Я стоял и упивался волшебством происходившего. Передо мной был зал волшебного дворца из детской сказки. Мой экстаз переживания жизни был так прекрасен, что я готов был кричать: "Вспоминайте себя, это так прекрасно!".

  • Вообще-то метро является удобным местом для самовоспоминания. Вот еще пример самовоспоминания в метро. "Я сидел на сиденье в вагоне поезда. Хотел узнать, сколько времени и посмотрел на запястье левой руки. Часов там не оказалось. Они оказались на правой руке. Тут же начал пытаться "быть здесь и сейчас", т.е. вспоминать себя. Освещение в вагоне как будто бы стало ярче. Появилось ощущение объема. Взглянул на лица людей сидевших напротив меня. Я увидел, что эти люди спали, несмотря на то, что их глаза были открыты. На их лицах, казалось, можно даже прочитать какие-то сновидения. Что же меня больше всего поразило, так это наблюдение говоривших между собой людей; к моему изумлению, они также спали. Я наблюдал людей, разговаривавших во сне между собой!" При ещё более глубоком самовоспоминании можно увидеть некую постоянную составляющую характера людей, которых вы наблюдаете. Например: "Я с удивлением заметил, что сидевшие в вагоне напротив меня пожилые мужчина с женщиной, по-видимому, его женой были похожи на двух собак. Большого старого пса и маленькую комнатную собачку, что, как мне показалось, отражало их отношения друг с другом". Чтобы продолжить эксперименты с самоосознаванием, пообещайте себе, что вы будете постоянно присутствовать здесь и сейчас, начиная с этого момента. Скорее всего, вы вспомните о своем обещании через достаточно долгое время, и никакого непрерывного самовоспоминания у вас не будет. Этому не стоит удивляться, так как вся наша жизнь направлена на приятное существование во сне. Здесь имеется в виду не ночной сон, а жизнь без самовоспоминания. Не зря суфийский поэт Омар Хайям заканчивает одну из своих рубайят словами: "и горсточкой земли окончу жизни сон".

  • Наша жизнь - это сознание. Сознание имеет разные степени своего проявления. В современной психологии не разграничены различные уровни бодрствования человека, и это не случайно, поскольку эта психология делалась людьми с низким уровнем осознавания себя, не умеющими отслеживать ни свои, ни чужие состояния сознания. Поэтому использование обычной психологии в практике четвертого пути почти бесполезно. Однако этого нельзя сказать о новом направлении в психологии - трансперсональной психологии.* Функцией противоположной самовоспоминанию в человеческой психике является отождествление. Человек постоянно вовлекается в то или иное восприятие, деятельность или эмоцию, забывая отслеживать себя при этом. Самовоспоминание является тем самым механизмом, который выводит человека из всякого рода отождествлений, воображения, отрицательных эмоций и зомбирования, который позволяет человеку остановиться, оглянуться и спросить себя: "Что я здесь делаю и почему?"

  • Для того чтобы преодолеть, свою катастрофическую неспособность помнить себя здесь и сейчас, нужна длительная и серьезная работа. Как и в любом деле, здесь имеются свои тонкости. Надо знать, от чего зависит наша способность к пробуждению. В конечном итоге, наше состояние сознания определяется тем количеством нужной энергии, которую вырабатывает наш организм, и большая часть работы в четвертом пути направлена на то, чтобы устранить утечки энергии, которые у нас имеются постоянно. Энергия утекает в первую очередь через отрицательные эмоции, через основанное на них воображение, бесполезные разговоры, бесполезное физическое напряжение. Еще одна "дыра", через которую уходит энергия в психике человека это мечтания и грезы, являющиеся противоположностью творческому воображению. В них нет никакой цели, и они ни к чему не ведут, кроме приятного "щекотания". Еще одна утечка - привычки. Мы привычно качаем своей ногой, делаем миллион других ненужных движений, привычно раздражаемся, привычно смотрим телевизор, тратя на это бесполезное занятие массу времени, привычно читаем газеты, привычно говорим о вещах, которые от нас так же далеки, как звезды. В результате всей этой столь же бурной, сколь и бесполезной деятельности мы теряем большую часть своей психической энергии и не способны к более высоким проявлениям своего сознания. Творчество в этом мире является скорее исключением, чем правилом. Посредственность - основной закон нашей жизни. Всеобщая механичность и "роботизация" наполнили нашу жизнь. Гурджиев говорил: "Человек всегда может обойтись без необходимых вещей, но никогда - без ненужных". Общественное сознание, интегрирующее индивидуальные уровни сознания каждого из нас, имеет свои механизмы поддержания посредственности, такие как алкоголь, табак, наркотики, телевидение и чтиво, включающее газеты, журналы и книги. Процесс формирования из нас идиотов завершает громадное количество видеофильмов - сказок нашего времени. Чтобы вырваться из этого хаоса, серости и идиотизма, нужна постоянная борьба за свои более высокие уровни сознания. Все это нужно хорошо и ясно понимать, делая попытки в воспитании своего нового самоосознования. Впечатление является пищей для "биокомпьютера" человека, и, сознательно выбирая те или иные впечатления, мы способствуем росту нашего сознания. Впечатления - это, прежде всего люди, с которыми мы общаемся. Есть эмпирическое правило - "правило15-ти минут": если вы смотрите фильм в течение 15 минут, и он вам не понравился, - можете смело уходить, дальше будет то же самое. Так же дело обстоит и с людьми. Вы взаимодействуете с человеком, и у вас возникнет та или иная ситуация: или вы заработаете кучу денег, или это будут разговоры ни о чем, или вы "раскроете крылья" и взлетите, или вам захочется выброситься из окна от безысходности. В любом из этих случаев можно отметить следующее правило: общение приведет либо к увеличению уровня осознания, либо к его падению. И так будет продолжаться и в дальнейшем с этим человеком. Вы постоянно должны выбирать, и если ваш выбор будет в пользу впечатлений, ведущих к повышению вашего уровня осознания - вы на верном пути. Необходимо быть хорошим наблюдателем себя, чтобы видеть, к чему привёл тот или иной момент общения. Если вы никогда не курили, и вас вдруг потянуло к куреву, а табак понижает уровень сознания, то, хотите вы того или нет, это уже результат взаимодействия с другим человеком. Если после какого-то разговора с каким-либо субъектом выясняется, что вы стали делать что-то не так, не впопад это также признак понижения уровня сознания. Всякого рода биоинформационное подсознательное программирование как например: порча, сглаз, приворот и т.п. также отчётливо снижают уровень сознания человека. Можно сказать, что это даже диагностический признак. К сожалению, новый низкий уровень сознания, как правило, не позволяет увидеть собственные проявления. Только благодаря группе человек может увидеть, в какую историю он попал.

  • Четвертый путь учит: выбирайте всегда все более сознательное. Если чтение этой книги вызвало у вас внутренний отклик, резонанс, у вас жив еще тот механизм, который является вашим спасением от серости и ограниченности мира, в котором мы живём.

  • Трудно и почти невозможно развивать сознание в одиночку, т.к. обучение самовоспоминанию в группе происходит несравнимо эффективнее. Работа по развитию сознания должна происходить в группе людей, заинтересованных так же, как и вы, в развитии сознания. В зависимости от индивидуальности каждого человека, результаты приходят быстрее или медленнее, но обязательно приходят. Как правило, успешнее развиваются скромные и постоянные в своих усилиях ученики. Помнится в одной из групп появился студент, который с необыкновенным энтузиазмом практиковал самовоспоминание. Он ходил с выпученными глазами. В ушах у него были наушники через которые плеер через каждые пять минут сообщал о необходимости вспоминать себя. Его жена с грустью заметила: "Он всегда такой. Его интерес быстро вспыхивает и быстро угасает". Она оказалась права. Через месяц этот студент забыл о самовоспоминании.

  • Обычно какой-то член группы, хорошо владеющий самовоспоминанием, обучает новичка методом индукции. Т.е. состояние самовоспоминания передаётся от адепта к ученику, который пытается в этот момент вспомнить себя. Такое явление хорошо известно в монастырях Тибета и называется "прямая передача".

  • Самовоспоминание это интересная работа. После долгого времени попыток пробуждения, вдруг, почти внезапно, в какой-то миг, вы просыпаетесь, и именно в этот миг вы по-настоящему чувствуете, что живете, что до этого вся жизнь была сплошной сон, и вы чувствуете невыразимое блаженство Жизни. Одновременно вы осознаете, что проснулись, и скоро снова заснете. Именно этот миг позволяет человеку понять, что такое самовоспоминание, и он начинает искать новой встречи с этим мигом. Должно, однако, пройти достаточно времени, чтобы вспышка "божественного восприятия жизни" снова повторилась. Далее такие просветления будут происходить все чаще и чаще, и будут иметь большую глубину и продолжительность, открывая вам новые поразительные горизонты вашего сознания. Ваше восприятие жизни, ваше ощущение жизни станет более полным и радостным, и уже вряд ли захочется возвращаться к той серости прожигания жизни, которая у вас была. Если вы продолжите свою работу далее, непрерывность вашего осознавания себя распространится и на ночной сон. Вот как, например, один студент описывает такой сон. "Мне приснилось что, я написал на доске что-то очень важное и зачем-то отошел. В это время подошел мой товарищ и стер написанное. Я чуть было не воспламенился яростью, но тут вспомнил, что это будет проявлением отрицательной эмоции. В это мгновение я перевел возникающий гнев в смех. Я рассмеялся и сказал: "Какой же ты быстрый парень!" Конечно такой сон проявление развитого сознания. Наступит время, когда вы будете спать, и осознавать сон, который видите, вмешиваясь или нет в него при необходимости. При этом вы можете думать об интересующих вас вещах, и все это - без всякого ущерба для отдыха тела и ума. Таким образом, вы приблизитесь к важному этапу в четвертом пути - самосознанию.

3. Сверхусилие

  • Конечно, не все так гладко, как описывается здесь. В определенный момент вы увидите свою множественность. Понятно, что это не произойдет само по себе, а будет результатом самонаблюдения, центральным элементом которого является самовоспоминание. Это будет мучительный момент, когда вы будете видеть со всей несомненностью, что принимают решение одни "я", а реализацией их занимаются совсем другие, совершенно не разделяющие мнение первых, и поэтому делающие все по-своему. Все ваши попытки и усилия будут встречать постоянное сопротивление от разных групп "я", и вы дойдете до момента отчаяния, понимая, что вы не господин в этом теле. Обычно такое происходит, когда сталкиваются эгоистический интерес ложной личности и стремление к саморазвитию сущности. Это предельно болезненный момент. Когда же наступит предел терпению, вы в бешенстве закричите: "Хватит! Теперь командовать буду Я, который заинтересован в работе и саморазвитии!" - и все остальные "я" стихнут, сломленные такой неистовой вспышкой эмоций. Это будет начало вашей внутренней кристаллизации в одно цельное Я. Тогда, наконец, появится Господин в этом хаосе многих "я". Такой момент сверхусилия является экзаменом. С него начинается кристаллизация астрального тела и продолжение роста сущности. Сверхусилие это крайнее напряжение всех психических сил для достижения внутренней консолидации всех "Я" с каким-то одним намерением. Правильная кристаллизация направлена на саморазвитие. Все остальные устремления ведут к ложной кристаллизации. Гурджиев всегда подчёркивал важность сверхусилий. "В работе над собой учитываются только сверхусилия", - говорил он. На четвёртом пути учитель должен создавать разного рода "препятствия" для того, чтобы ученик, совершая сверхусилия, мог расти. Студент должен сознательно относится к преградам разного рода, используя их для совершенствования себя. Аналогичная практика существует и в других школах. Христианские подвижники, преодолевая многочисленные страдания, становились святыми. Ученики Дона Хуана и других людей Знания выковывали свою целостность в борьбе с мелюзговыми тиранами. Главное отличие четвёртого пути от других путей развития заключается в постоянном неотождествлении и самовоспоминании в этой борьбе.

  • Забегая вперед, можно сказать, что самовоспоминание изменяет структуру усвоения энергии человеческим организмом. Впечатления, являясь пищей нашего биокомпьютера, создают отсутствующую сейчас, но такую прекрасную в детстве, энергию в эмоциональном центре. Именно она и воспринимается как радость жизни. С другой стороны, момент самовоспоминания дает сильнейший толчок дальнейшему усвоению энергий воздуха, который трансформируется в энергию высшего эмоционального центра. Он заведует такими функциями, как ясновидение, телепатия, интуиция. Этот центр в определенном смысле "вперед смотрящий" в человеческом организме. Он предостерегает от опасностей и направляет человека по пути достижения его целей. Действия этого центра мы можем отслеживать в так называемых "пророческих снах". Количество и качество таких снов в процессе самовоспоминания возрастает.

  • Глубину самовоспоминания можно развить при помощи остановки в момент самовоспоминания внутреннего диалога. Конечно, в остановке внутреннего диалога надо долго и упорно тренироваться. Можно предполагать, что в момент самовоспоминания происходит гармоничное выравнивание активности правого и левого полушарий мозга. При этом активность правого и левого полушарий смещается в область лобных долей и хиазмы, которая в древней Индии символизировалась двух лепестковым лотосом Аджна-чакры. Качество самовоспоминания обычно падает пропорционально возрасту человека, если только он не работает над собой. Детей очень легко научить самовоспоминанию. Труднее сделать это с людьми пожилого возраста. В четвертом пути есть специальные приемы, увеличивающие выработку энергии и помогающие самовоспоминанию людей разных возрастов. Эти приемы не могут быть описаны в книге, так как обучение им происходит сугубо индивидуально.

  • О связи самовоспоминания с профилактикой психического здоровья написано в главе посвящённой неправильной работе психических центров.

4. Будильники.

  • На четвертом пути, для того чтобы поддерживать свое стремление к самовоспоминанию, используются оригинальные психологические устройства - "будильники". Это механические приспособления, не имеющие никакой другой цели, кроме напоминания вам о необходимости вспомнить себя здесь и сейчас и, которые меняются по мере привыкания к ним. Это что-то вроде древнего "узелка на память". Человек завязавший узелок на память должен был вспомнить то, ради чего был создан узелок. Наши узелки - будильники напоминают, что надо быть здесь и сейчас, т.е. вспомнить себя. Как правило, эти устройства причиняют те или иные неудобства. Приятные "будильники" - редкое исключение. Примеры будильников: сегодня мы надели часы на правую руку, в ботинок положили кусочек ластика; завтра мы положим за пазуху колючку, а на руку наденем тесный браслет, и т.д. Участники группы четвертого пути постоянно изобретают такие "будильники" и обмениваются ими.

  • У студентов начинающих использовать будильники, нередко возникает бунт против таких действий. Это сопротивляются работе не заинтересованные в саморазвитии группы "Я". Учащиеся находят массу оправданий направленных против будильников. Например, говорят, что без будильников они себя лучше вспоминают или даже, что такие устройства раздражают и мешают самовоспоминанию. Как правило, такие высказывания можно услышать от людей поверхностно заинтересованных в работе над собой. Если же человек честно работает над собой, то он непременно поймёт ценность будильников. Отказ от будильников даже у продвинутых адептов, говорит об отклонении от принципиальной линии развития. В напоминании о пробуждении не нуждается человек, достигший самосознания т.е. № 5.

  • Кроме будильников существует много различных методов пробуждения. К ним относятся и сбор подаяний монахами различных конфессий, и христианский пост, и сознательное унижение себя, практикуемое во многих духовных традициях.

  • Это и сознательная молитва и работа по преодолению своих привычек. В чем-то это похоже на "неделание", описанное в произведениях Карлоса Кастанеды. Примеров такого "неделания" много: выполнять какие-то работы левой рукой, надевать одежду в порядке, обратном привычному, ездить и ходить по непривычным маршрутам - одним словом, разрушать всю массу привычного и привычек, которая создана в нас и вокруг нас "спящими" людьми в "спящем" обществе.