Как и зачем помнить себя

Самовоспоминание необходимо, чтобы перестать быть машиной

Самовоспоминание — центральная практика Четвёртого Пути. У самовоспоминания несколько целей; самовоспоминание приносит многие преимущества. Некоторые из этих преимуществ понятны даже начинающим четвертопутчикам. Например, самовоспоминание требует внимания к себе и своему окружению. Очевидно, что внимательный человек совершает меньше ошибок в обыденной жизни, его труднее обвести вокруг пальца. Есть и более фундаментальные эффекты самовоспоминания. Перефразируя классиков марксизма, можно уверенно сказать: именно самовоспоминание превращает автомат в человека. Именно самовоспоминание и есть та дверь, которая открывает для человека мир осознанности. Без самовоспоминания человека как бы и нет, он почти не живой, он почти вещь.

Как выглядит самовоспоминание со стороны?

Самовоспоминание можно проиллюстрировать следующим вымышленным примером. Допустим, вы проснулись среди ночи и видите в своей комнате неясные контуры: вас посетили инопланетяне. Представители высокоразвитой расы мысленно приветствуют вас и приглашают к себе на корабль. Вы, ясное дело, соглашаетесь и тут же оказываетесь внутри летающей тарелки. Вас ведут на встречу с главным НЛО-шником — командиром инопланетного космического корабля. Вот он стоит в середине круглой комнаты и смотрит на вас, а вы смотрите на него. Командир тарелки внимательно изучает вас. Ощущается его могучий интеллект и психическая сила. Кажется, что он видит вас насквозь. Он чувствует ваше любопытство и страх, предугадывает ваши возможные вопросы. Вот так выглядит самовоспоминание со стороны. Космический путешественник не грызёт ногти и не перебирает пальцами. Его глаза не бегают, он направляет луч своего внимания на вас, и при этом его лицо не напрягается и не дёргается. Этот инопланетянин — форма разумной жизни, а не мешок картошки.

Когда (если?) вы вернётесь домой и оправитесь от шока, у вас, конечно, тоже будет короткий период самовоспоминания. Вопрос только в том, что вас к этому сподвигли необычайные обстоятельства, а вышеупомянутый пришелец помнит себя, потому что он так решил.

Вот вам одна из техник самовоспоминания — ощущать себя пришельцем в бытовых ситуациях. Только нужно соблюдать технику безопасности: нельзя смотреть на людей свысока при выполнении практики. Это нехорошо, за это могут и побить.

Уровни самовоспоминания

Самовоспоминание имеет несколько уровней. Начинать следует с самых простых и постепенно переходить к сложным. Самый доступный уровень самовоспоминания — это самонаблюдение. В самонаблюдении тоже есть несколько уровней сложности:

  1. Наблюдение за двигательным центром.
  2. Наблюдение за интеллектуальным центром.
  3. Наблюдение за эмоциональным центром.

Более глубокие уровни самовоспоминания требуют включения эмоционального центра. Можно дать такое определение: самовоспоминание — это самонаблюдение при работающем эмоциональном центре. Пусть сухость терминологии Четвёртого Пути не сбивает вас с толку. Понятие "работающий эмоциональный центр" вовсе не похоже на понятие "работающий вентилятор" или "работающий холодильник". Полноценная работа эмоционального центра даёт человеку богатейшие ощущения, которые трудно передать словами. Мир вокруг приобретает новые краски, пространство делается объёмным и по-настоящему трёхмерным. Даже обычные деревья выглядят волшебными, настоящими, живыми. Грудь наполняется ощущением жизни, ощущением связи со всем живым на планете. Парадокс, но это ощущение радости жизни в терминах Четвёртого Пути называется "работа".

Наблюдение за двигательным центром

Однако вернёмся к основам. Самое простое — следить за двигательным центром. Простое, конечно, только по сравнению с другими уровнями самонаблюдения. Вот перечень некоторых техник для отслеживания двигательного центра.

Охота за напряжением. Чтобы мы ни делали, регулярно сканируем тело на предмет лишних напряжений. Выясняется, что у каждого есть любимые места в теле, которые напрягаются сами по себе чаще всего. У меня, например, это плечи. Для меня охота за напряжением сводится к повторению вопроса: "Как там плечи? Опустил и расслабил." У других это шея, живот и так далее. Если от напряжения трудно отделаться, это повод изучить напряжение в данном конкретном месте в теле в погружении.

Повторяющиеся движения. Согласно Гурджиеву, автоматические повторяющиеся движения, типа грызения ногтей, стучания пальцами по столу, непрестанного трогания лица, дёргания ногами и так далее, расходуют особый вид энергии, необходимый для самовоспоминания. От себя добавлю, что человек, который не имеет контроля над собственными пальцами, вряд ли является господином самого себя. Избавиться от таких движений не так просто. Начинающим четвертопутчикам рекомендуют не пытаться прекратить повторяющиеся движения, но хотя бы отслеживать их.

Положение тела, поза. Окружающие непрерывно отслеживают вашу позу и слушают, что говорит о вас язык тела. Язык тела не врёт и болтает без умолку. Хорошо бы самому тоже быть в курсе, о чём вещает на весь свет язык тела. Поза — это сообщение эмоционального характера. Отслеживание позы помогает обнаружить эмоции, которые мы не замечаем, и влиять на эмоции, о которых мы знаем. Пример: лежу в кресле у зубного врача перед лечением. Обнаруживаю, что мои ноги перекрещены. Поза защиты! Говорю себе: "Ты всё-таки боишься врача, дружок? Отождествился с телом? Это глупости. Расслабься и не мешай врачу." Кладу ноги параллельно друг другу. И действительно, удаётся расслабиться; возникает доверие к врачу. После лечения наступает эйфория: стресс позади! Я открыт всему миру, но нужно ли это сейчас? Надо бы включить защитные критические фильтры. Перекрещиваю ноги и руки. Отмечаю: эмоциональное состояние переходит в контролируемый, умеренно позитивный режим.

Практики "неделания", описанные Кастанедой, — действенный способ наблюдения за двигательным центром. Примеры неделания — выполнение ежедневных действий иначе, в иной последовательности, или в быстром темпе. Когда делаешь привычные вещи непривычным образом или быстрее, чем обычно, приходится с удвоенным вниманием управлять двигательным центром.

Наблюдение за интеллектуальным центром

Автоматические шутки. Без чувства юмора в Четвёртом Пути никак нельзя. Юмор убирает ощущение трагической серьёзности, когда удаётся увидеть собственные недостатки. Тем не менее, следить за желанием пошутить необходимо. Проблема в том, что шутить остроумно и к месту — трудно. Поэтому люди шутят в основном автоматически. Посмотрите, как популярны так называемые "мемы" — отсылки к старым шуткам. Это неудивительно, ведь придумать новую шутку сложно, а автоматически повторить старую — легко. Автоматический юмор не только раздражает окружающих, но и выбрасывает энергию, опять таки нужную для самовоспоминания.

С другой стороны, удачная шутка выставляет напоказ "интеллектуальное превосходство" шутника, особенно над теми, над кем он пошутил. Всё, что связано с так называемым превосходством над другими, укрепляет ложную личность. Как только появляется ощущение превосходства, вся работа над собой оказывается выкинута на помойку. Конечно, остаются в силе традиционные причины держать в узде внутреннего юмориста. Во-первых, когда человек шутит, он слишком много говорит о себе. Посмотрите на политиков: им удаётся скрывать собственные мысли до тех пор, пока они не юморнут экспромтом. Во-вторых, каждая шутка содержит в себе заряд оскорбления. Перед каждой шуткой, если помню себя, задаю себе вопрос: "А ты уверен, что хочешь оскорбить этого человека?"

Большая удача, если удалось отследить настойчивое повторяющееся стремление пошутить определённым образом. В таком случае есть возможность выявить ранее неотслеживаемые проблемы в эмоциональном центре. Например, повторяющиеся шутки, в которых какой-то человек оказывается унижен, могут указывать на зависть или агрессию.

Внутренний диалог. Вред внутреннего диалога и польза от его прекращения подробно описаны в духовной и эзотерической литературе разных направлений. Внутренний диалог может принимать многие формы: разговор с воображаемым собеседником, мысленный возврат к прошлым событиям, обдумывание будущего, воображение фантастических ситуаций и историй и тому подобное. Строго говоря, вышеуказанные виды интеллектуальной деятельности не представляют из себя ничего плохого. Это примеры нормальной работы ума. Проблема возникает, когда ум включается не по команде, а сам по себе и берёт на себя управление.

Рассмотрим разговоры с воображаемым собеседником. Если вам предстоят важные переговоры, имеет смысл заранее продумать свои аргументы и аргументы другой стороны, смоделировать возможные пути течения переговоров и их результаты. Но если вы говорите с воображаемым оппонентом вне подготовки к реальным дебатам, просто потому что невозможно молчать, это проблема. Этому следует положить конец. Если такие внутренние разговоры проходят по некоторым повторяющимся сценариям, имеет смысл разобраться, что именно является причиной разговоров. Я, например, имею склонность в мечтах объяснять коллегам по работе их ошибки и всячески поучать их. У меня это связано с укоренившимся у меня с детства ЧСВ (гордыней). С детства я привык воображать, что я какой-то особенный и лучше знаю, как надо. Из-за этого мне стало трудно адекватно воспринимать людей, если они что-то делают не так, как я хочу. С другой стороны, жизнь неоднократно показала мне и другим, что я, мягко говоря, не всегда прав. Несоответствие моего представления о себе ("я особенный") и реального положения вещей (ничего я толком не знаю, и поэтому меня не воспринимают, как авторитет) создало внутренний конфликт. Чтобы заглушить боль, вызванную конфликтом, я стал регулярно воображать себе фантастические монологи, где указываю коллегам, как глубоко они ошибаются. Не важно, ошибаются коллеги или нет. Важно, что наблюдение за внутренним диалогом помогает вскрыть конфликты в эмоциональном центре, обнаружить программы, которые создают помехи.

Обдумывание будущего не вредит, если результатом такого обдумывания будет план действий. Если же мысли о будущем, воображение будущего загружают интеллектуальный центр просто потому, что в будущем, как нам кажется, будет хорошо, мы впадаем в транс и засыпаем. Нас нет в настоящем. И будущем нас тоже нет, потому что оно ещё не наступило. Бессмысленно с нетерпением ждать выходных; в таком ожидании настоящая, реальная жизнь проходит мимо. Другой вариант той же проблемы — страх перед неприятным будущим. У меня завтра экзамен, а я уже заранее боюсь. Меня опять нет в настоящем, есть только страх, расходующий мою энергию. Абсурд, но как от него избавиться? Наблюдать и отслеживать, не отождествляться. Страх есть, но и только. Наверняка страх имеет свои причины. Наша цель — выяснить, откуда приходит страх.

Когда человек не мечтает о будущем и не живёт прошлым, когда его мысли не ходят по замкнутому кругу, возникает звенящая тишина. Эта тишина есть присутствие в настоящем. В такие моменты у сущности есть шанс вырваться на чуть-чуть из мёртвого сна. Проблески сознания сущности не похожи ни на что в обыденной жизни. Именно на эту, иную реальность и указывает казалось бы сухая и формальная теория Четвёртого Пути.

Наблюдение за эмоциональным центром

Скорость работы эмоционального центра очень высока. На практике это означает, что эмоция возникает, развивается и запускает процессы в других центрах ещё до того, как интеллектуальный центр успевает эту эмоцию заметить. Поэтому наблюдение за эмоциональным центром — тонкое искусство. Особенно трудно отслеживать отрицательные эмоции.

Наблюдение за эмоциональным центром плотно связано с принципом невыражения отрицательных эмоций. Данный принцип гласит, что четвертопутчик не имеет права выражать отрицательные эмоции внешне и внутренне потакать им. Нельзя показывать эмоции гнева, раздражительности, уныния, а также действовать на основе этих эмоций. Нельзя также накапливать внутри себя зависть, обиду и так далее. А что можно? Можно и нужно быть счастливым, благожелательным и полным сил человеком. Меня в очередной раз поражает обманчивая сухость теории Четвёртого Пути, которой мы во многом обязаны П.Д. Успенскому.

Часто получается так, что человек разозлился, накричал, полез драться и только потом отследил эмоцию гнева. Тогда уже слишком поздно, так как вся человеческая машина уже на полном ходу отрабатывает изначальный эмоциональный импульс. Наша задача — обнаружить отрицательную эмоцию на самой ранней стадии, чем раньше, тем лучше. Потом следует отключить питание для этой эмоции, то есть не давать ей энергии. Обычное возражение против этой практики такое: не следует подавлять эмоции и тем самым копить внутри себя напряжение. Надо, якобы, наоборот, "выпустить пар", дать волю чувствам, "снять стресс". Во-первых, речь не идёт о подавлении. Если удалось обнаружить отрицательную эмоцию достаточно рано, её не нужно подавлять, достаточно не углубляться в эту эмоцию. Во-вторых, как говорят норвежцы, упражнение приносит мастерство. Если мы будет регулярно упражняться в том, чтобы "выпустить пар", мы постепенно лишимся всякой силы. Нам будет всё сложнее и сложнее справляться с отрицательными эмоциями. Любая неприятность будет выбивать нас из колеи. Если же, наоборот, при малейших признаках негатива мы будем включать, "режим солнечного оптимизма", мало-помалу у нас будет всё больше управления тем, что и как мы переживаем. И там нет уже никакого подавления. Пока я писал эту статью, вышел из строя бачок унитаза, и жена попросила меня помочь с этим. Я пытался сконцентрироваться на тексте, но был прерван. Я всё бросил и с широкой улыбкой поскакал на помощь. Вместо эмоции раздражения пришла память: в прошлом в этой ситуации я бы разозлился. Но это только память, а в настоящем — энтузиазм в предвкушении решения технической задачи.

Принцип невыражения отрицательных эмоций не означает, что мы должны всегда соглашаться с людьми. Надо действовать по ситуации: иногда надо сказать правду в лицо, иногда следует промолчать. Если есть возможность рубануть правду матку, следует посчитать до трёх, остыть и крепко подумать, как донести свою точку зрения спокойно, без злобы и без ощущения праведного гнева. Если возможности выразить несогласие нет, следует внутри себя чётко обозначить: "Этот человек неправ, и я не согласен с ним". Тогда конфликт будет осознан и не будет загнан вглубь психики в виде обиды.

Когда заканчивается самовоспоминание

Первое, с чем сталкиваешься при самовоспоминании — обидный факт, что помнить себя постоянно невозможно. Вроде бы полон решимости присутствовать в настоящем моменте и не отождествляться. Вроде бы получается в какой-то степени помнить себя, ну или хотя бы наблюдать себя. Всё идёт хорошо, и… просыпаешься через час. А где я был всё это время?

Это очень интересно — отследить, в какой момент заканчивается самовоспоминание. Самовоспоминание заканчивается, когда происходит переключение текущей личности на следующую в рамках множественности. Концепция множественности в Четвёртом Пути утверждает, что психика человека не едина, а разбита на большое количество личностей. Эти личности регулярно сменяют друг друга при получения воздействия извне. Множественность мешает человеку жить и развиваться. Из-за множественности человек забывает телефон, теряет ключи и не выполняет обещания. Из-за множественности человек слаб и не имеет возможности изменить себя. Допустим, человек решил решил помнить себя. И он будет помнить себя некоторое время в той степени, в которой ему позволяет его энергия. Потом что-то произойдёт во внешнем или внутреннем мире, и личность, которая помнит себя, будет поставлена на паузу. Другая личность будет вытащена из глубин психики и запущена. Эта другая личность ничего не знает о предыдущей и о намерении помнить себя. Так самовоспоминание прекращается и человек засыпает.

Вот я иду по платформе на станции метро. Я смотрю вперёд, помню себя, ощущаю своё тело, воспринимаю пространство вокруг себя и спешащих на поезд людей. Во сколько отходит поезд? Я поворачиваю голову и смотрю на табло: поезд отходит через три минуты. Иду дальше, но уже сплю. Через некоторое время просыпаюсь: я должен помнить себя! Помня себя, дохожу до вагона и вхожу в вагон. Оглядываюсь, ищу свободное место. Опять заснул. Поезд поехал, я покачнулся и опять вспомнил себя.

Получается, что личности переключаются, либо когда я переношу своё внимание с объекта на объект (платформа, табло, пространство внутри вагона), либо от внешних воздействий (поезд поехал).

Будильники необходимы

Проблема обрисована чётко: есть механизм — множественность — который управляет нашей психикой отдельно от нашей воли. Этот механизм гарантирует, что самовоспоминание будет неизбежно остановлено, и причём быстро. Есть три средства решить эту проблему. Первое средство — относиться к самовоспоминанию серьёзно, как к самому важному делу. Требуется сформировать несгибаемое намерение помнить себя. Как говорил Гурджиев, в счёт идут только сверхусилия. "Стараться по возможности помнить себя" — такая формулировка не работает. Работает только формулировка "во что бы то ни стало".

Но даже самого твёрдого намерения недостаточно, чтобы помнить себя. Инерция человеческой машины невероятна. Поэтому четвертопутчики прибегают во второму средству — будильникам. Будильники — специально создаваемые неудобства, цель которых — напомнить о намерении помнить себя. Примеры будильников: обмотать палец изолентой, носить шапку, когда тепло, носить кольцо на другой руке, часы на другой руке, иметь в кармане или в носке мешающие предметы. Есть будильники в виде приложений для телефонов, такие как BlipBlip.

Правила применения будильников:

  1. Будильник работает только тогда, когда есть твёрдое намерение помнить себя.
  2. Будильники надо регулярно менять.
  3. Будильники должны быть скорее неприятными, чем приятными.
  4. Будильники создаются специально. Когда горло болит или когда ногу натёр, это не будильник.
  5. Будильники не должны мешать или провоцировать окружающих. Мы будим себя.

Некоторые четвертопутчики говорят (и я говорил): "Мне не нужны будильники. Это формальность, я и так помню себя." Это признак сна и недостаточного знания себя. В каком-то смысле, такая абсурдная вещь, как будильники — следствие почти полной безнадёжности нашего положения. Человек пытается помнить себя, но обнаруживает, что не может помнить себя. Человек обнаруживает, что не может просто быть. Он ищет помощи, но никто помочь не в состоянии. И тогда человек ищет ну хоть что-то, что поможет, да хоть будильники.

Согласно Закону Октав (Закону Семи), любое движение рано или поздно исчерпывает изначальный запас энергии, сходит с первоначального направления и останавливается. Не смотря на мощное намерение помнить себя и железную дисциплину применения будильников, человек неизбежно засыпает и перестаёт пытаться вспомнить себя. Чтобы избежать этого, Закон Октав обязывает получить дополнительную энергию из другой системы, некий толчок извне. В качестве такого толчка выступает группа. В группе единомышленники смогут дать четвертопутчику необходимый дополнительный толчок в виде обратной связи и критической оценки. Группа увидит, когда человек начнёт засыпать, и даст ему импульс для дальнейшей работы над собой.